Финграмотность

Опыт родителей: Как они говорят с детьми о деньгах

Часто теория расходится с практикой. На словах мы все молодцы, а на деле? В этой плоскости нас интересует тема финансов, а точнее - детской финансовой грамотности. Поэтому мы опросили родителей детей разных возрастов и из разных городов (и даже стран) на предмет того, как они говорят в семье о деньгах и какими лайфхаками пользуются.

В нашем опросе приняли участие пятеро родителей из Алматы, Астаны и Бруклина:

Аима – город проживания Алматы, трое детей (7 лет, 9 лет и до года);
Валерия – город проживания Алматы, двое детей (6 лет и 15 лет);
Богдана – город проживание Бруклин, один ребенок (4 года);
Айдана – город проживания Астана, двое детей (8 лет и 10 лет);
Асыл – город проживания Астана, один ребенок (9 лет).

Как вы дома говорите о деньгах?

Аима

Моей дочери 9 лет, а сыну 7 - уже доросли до разговоров о деньгах. Для себя решила, что важно избегать в беседах установок вроде “деньги – зло” или “деньги достаются только тяжелым трудом”. Говорю о деньгах, как об инструменте, который приносит пользу и помогает жить лучше. Мне кажется, важно, чтобы дети понимали, что деньги дают множество возможностей. Отдельное внимание в финансовом вопросе уделяю в беседах с дочерью. Хочу, чтобы она считала нормой быть самостоятельной, уметь зарабатывать деньги, а не зависеть от будущего мужа.

Валерия

Младшему сыну 6 лет, в последнее время он активно интересуется финансами: какая у меня зарплата, на что ее хватает, что сколько стоит, что дорого, а что - нет. Когда ходим в магазин, смотрит на цену и спрашивает - дорого или нет? Я считаю совершенно нормальным объяснять про соотношение цена/качество и целесообразность покупки. Недавно ездили в Турцию, сын сильно захотел игрушечный набор раскопок в магазине при музее. Там он стоил 50 евро, у нас - около 5000 тенге. И я объяснила, что дома на те же деньги можно купить пять таких наборов. Или один, но еще много чего другого. И он с радостью согласился: “Давай дома”.

Про работу тоже объясняю, что каждый человек занимается каким-то делом и получает за это деньги. На них он и покупает продукты, напитки, еду в кафе и путевки. Стараюсь приводить простые понятные примеры.

Богдана

Я обычно объясняю сыну, что хожу на работу, чтобы покупать все необходимое, в том числе - еду и игрушки. Поэтому совсем не удивилась, когда недавно узнала от воспитателя, что он сказал своим друзьям: “Моя мама ходит на работу, чтобы покупать мне шоколадный круассан”. Ему 4 года, а он уже понимает, что все не бесплатно.

Не так давно купила ему игрушку «Касса». Вечерами мы с ним играем в магазин – я беру какой-то товар и плачу за него игрушечными деньгами, потом кассир - я, а покупатель - он, и он платит мне за товар. Помимо прочего такая игра помогает ему учиться считать.

Асыл

Обычно мы говорим с сыном о деньгах, когда он хочет купить что-то, не входившее в наши планы. Я объясняю, почему мы не можем купить что-то прямо сейчас, и рассказываю, как в принципе строится финансовая система семьи, от чего она зависит, и почему мы не можем идти на поводу у сиюминутной потребности.

Кроме этого, я объясняю, что у человека есть права и обязанности, которые также распространяются на финансовое благополучие. Например, у меня есть обязанности перед другими людьми. Если я их выполняю, мне платят за это деньги. И дальше я могу ими распоряжаться так, как считаю нужным, потому что имею на это право. Считаю, что так у сына в голове выстраивается логичная линия «выполненные обязанности - финансовое вознаграждение - право распоряжаться финансами».

Даете ли вы карманные деньги?

Валерия

У старшего всегда есть карманные деньги - в первом классе я давала совсем немного, но с каждым годом сумма увеличивалась. Год назад мы поспорили о размере карманных денег. Он привел в пример одноклассницу, которая получала больше.

Тогда я попросила провести опрос во всем классе и выяснить, кто и сколько получает карманных денег. Он опросил друзей, и мы вывели средний показатель. Он оказался даже меньше суммы, которую сын получал на тот момент.

Немного времени спустя, погуглив среднюю сумму карманных денег по миру, он привел в пример американских детей, у которых сумма на карманные расходы была выше. Справедливости ради, я попросила его узнать и среднюю зарплату американских родителей, а после найти соотношение между зарплатой родителей и суммой, выделяемой ими на карманные расходы. И выяснилось, что в процентном отношении, американские родители дают ровно столько же денег, сколько и казахстанские.

В итоге карманные деньги остались теми же, и сын посчитал это справедливым. Мне же понравилось, что он провел достаточно масштабную аналитику, и в дальнейшем мы смогли опираться на статистику.

Айдана

Младший сын проявляет гораздо больший интерес к деньгам, чем дочь. С прошлого года именно он стал продвигать идею карманных денег. Банковская карточка - тоже его инициатива.

Ему нравится ходить в магазин, самостоятельно расплачиваться, считать деньги. У старшей другой подход – она старается свои деньги не тратить, что-то по мелочи покупает на деньги брата. Говорит, что копит на свою большую мечту.

Деньги мы выдаем в начале каждой недели, и дети сами распределяют бюджет. Придерживаться его у них получается не всегда, скорее всего, мы в ближайшее время пересмотрим сумму.

Карманные деньги учат детей распоряжаться своими «доходами» и быть внимательными. Мы с супругом всегда напоминаем, что необходимо проверять чек и считать сдачу. Был случай, когда им дважды пробили товар, а они расплатились, не обратив на это внимания, - не проверили финальную сумму. Это был хороший урок, сейчас они всегда проверяют чеки.

Делают ли дети накопления?

Аима

У моих детей пока нет осознанного подхода к деньгам, они просто их тратят. Но делают это по-разному. Сын, как только появляются деньги, сразу идет что-то покупать, обычно это какие-то сладости. Дочь, напротив, копит и только потом покупает что-то крупное.

Айдана

И дочь, и сын делают накопления. У них есть кэш и накопления на карте – у каждого открыта карточка в Kaspi. Когда на карте набирается достаточно крупная сумма, мы либо что-то покупаем, либо переводим деньги на депозит. Депозит привязан к моему счету, так что учет веду я. Недавно у сына появилась мечта. Он занимается джиу-джитсу, и в течение года у них проводятся выездные турниры. В прошлом году тренер им рассказал, что его дети копят деньги на каждый турнир. Пример оказался заразительным - мой сын тоже захотел накопить самостоятельно. Сейчас он активно откладывает на следующий турнир в Абу-Даби. И, честно говоря, у него неплохо получается.

Делаете ли вы финансовые поощрения?

Аима

Я знаю, что многие родители поощряют детей за хорошие оценки или помощь по дому, но это не наш случай. Я считаю, что уборка и учеба – само собой разумеющиеся вещи, и они не должны поощряться финансово. Дети помогают по дому, потому что они в нем живут и должны соблюдать общие правила, а учатся, потому что это нужно в первую очередь им самим.

В основном мы поощряем достижения в спорте, на конкурсах - все, что сделано сверх нормы.

Айдана

Мы с супругом решили не связывать деньги с активностью и достижениями. Стараемся показать детям, что не надо зацикливаться на финансах, потому что деньги – это только инструмент, который дает какие-то возможности, но не более того. Делать уборку и хорошо учиться – это зона ответственности детей, и я не вижу необходимости это поощрять.

У детей есть карманные деньги, те, что им дарят в качестве подарка на дни рождения, и те, которые передают бабушки и дедушки за какие-то достижения. Думаю, этого достаточно.

Богдана

Пока  непосредственно финансового поощрения нет, но мы дарим подарки – на праздники, за успехи в спорте, а также если ребенок болеет – чтобы поддержать. Сын знает, что подарки стоят денег. Я думаю, это тоже важно.

Асыл

Мы финансово поощряем сына. И это хорошо укладывается в мою систему «прав» и «обязанностей». В момент поощрения я всегда проговариваю, что сын молодец, хорошо учится, помогает по дому, отлично себя ведет, то есть, справляется со своими обязанностями. Я думаю, что слова, подтвержденные действиями с моей стороны, стимулируют его личностный рост. Он не только улучшает свои качества и сильные стороны, такие как поведение и обучение, но и понимает, что может иметь за это финансовое благополучие.

Как дети тратят деньги?

Валерия

Тут все просто, есть деньги - тратят, нет денег - не тратят. Не могу сказать, что мой старший сын - эксперт в накоплении. Он пытается копить, но пока у него это плохо выходит. Если что-то остается, может принести младшему брату шоколадку или мороженое. Но обычно все карманные деньги он тратит без остатка, правда, иногда покрывая нужды на художественную школу - то ватман купит, то карандаши, если сумма не критичная, не просит у меня дополнительных денег.

Что касается младшего, иногда он вообще не понимает, на что ему потратить деньги. Говорит: «У меня все есть, я не знаю, что хочу»… и плачет.

Айдана

Дети тратят деньги в основном на сладости, мороженое, напитки. Но и накапливают – на свои большие желания. Одно время они хотели платить за дополнительные усилители в онлайн-играх, но мы с мужем были против. Я считаю: если ты хочешь получить усиление в игре - заработай и потрать баллы. Но никак не живые деньги.

Дома мы говорим о бережливом отношении к деньгам. Например, что невозможно постоянно покупать какие-то сладости для всех детей во дворе. К финансам необходимо относиться ответственно, а дружба строится не на подарках. Это все находится на стыке моральных ценностей и финансовой грамотности.

Также мы говорим о безопасности в Интернете. Как только у детей появились банковские карточки и возможность переводов, им стали приходить различные сообщения, вроде “Перейди по ссылке и выиграй пиццу”. Мы с супругом всегда проговариваем, что существует цифровое мошенничество, поэтому нельзя переходить по незнакомым ссылкам и вводить данные своей карты.

Делаете ли вы финансовые накопления для детей?

Богдана

Я делаю. Если со мной что-то случится, сын не должен остаться ни с чем. В США, где я живу, есть возможность делать накопления по типу пенсионных. С каждой зарплаты я откладываю 3%, и работодатель дает еще 3% от суммы. Главные получатели этих денег – я и мой сын. То есть, если со мной что-то случится, то вся накопленная сумма перейдет к нему. Я могу взять деньги с этих накоплений до наступления пенсии, но тогда снимется процент.

Чуть позже я открою специальный счет для сына, где буду откладывать ему на образование. В этом случае государство также выделяет небольшой процент в качестве спонсорского взноса.

Асыл

Я делаю накопления, потому что знаю по себе, как тяжело, когда от родителей остается только светлая память. Накапливая, я чувствую себя спокойно. Знаю, что могу предоставить ребенку минимальную подушку безопасности, чтобы в будущем ему было не так тяжело. Минимум, который я хочу дать - образование и квартира. А дальше, отталкиваясь от этой базы, он может сам выбирать, что делать в жизни. Путешествовать, переехать жить в большой дом, получить дополнительное образование – у него должна быть свобода выбора и действий.

Ну а сейчас самое время пройти тест и понять, насколько вы финансово грамотные. Поехали!
Теги:
Tags:
Рекомендуется к прочтению
What to read next
НовостиГлавное: глобальный сбой Microsoft, успехи казахстанских стартапов и xAI

В Казахстане: Нацбанк запускает пилотный проект по использованию ...

ИнтересноеИстория денег: что стояло за купюрой в миллиард пенгё

Гиперинфляция – грустная, но, по-своему, завораживающая вещь.

ЭкспертизаМаркетплейсы: неизвестные схемы мошенничества

Стремительное развитие электронной коммерции привело к ...

Материалы по теме

Смотреть все
писельная стрелка вправо зеленая

Other materials

More
писельная стрелка вправо зеленая
Читать ещеMore