Финансовая грамотность по наследству: как и когда говорить с детьми о деньгах
Давайте вспомним детство. Как вы обращались с деньгами - копили или тратили? Зарабатывали сами или брали у родни? Разумно распределяли карманные деньги или тратили все зараз? А как обстоят дела с финансами сейчас - есть параллели? Наши финансовые привычки закладываются (или нет) в детстве, и чем раньше мы учимся обращаться с деньгами, тем проще нам в будущем. И если свое детство нам не изменить, то наших детей – вполне реально.
Читается за
Детская финансовая грамотность сегодня – важная часть воспитания. Деньги – один из неотъемлемых инструментов, которым нужно уметь управлять. И детство становится идеальным временем, чтобы потренироваться и отточить свои навыки, притом, с самого раннего возраста.
У каждой возрастной категории есть свои правила, игры и способы знакомства и управления с деньгами.
От 1 до 3 лет
Время первого знакомства с деньгами, когда важно показывать именно физические деньги – бумажки и монетки. Можно дать их потрогать, поиграть с ними, в игровой форме объяснять, что деньги обмениваются на продукты или игрушки. А непосредственно магазине показать, как вы расплачиваетесь на кассе.
Так как сейчас большая часть оплат проходит с помощью пластиковых карт, их также необходимо показывать и давать ими играть. Но для маленьких детей более информативны в плане понимания физические деньги.
От 3 до 7 лет
Основной возраст, когда закладываются базовые финансовые привычки. А также – возраст “почемучки”, поэтому вопросов о финансах в этот период тоже предостаточно. Приготовьтесь отвечать откуда берутся деньги, какие они бывают, на что их можно потратить, как зарабатывают блогеры и так далее.
Давайте больше информации
Рассказывайте открыто о деньгах и способах заработка. Можно дать более широкую информацию о банковских картах. Вам важно объяснить, как именно деньги попадают на карточку. Для наглядности – ходите к банкомату и складывайте или забирайте деньги с карточки.
Сравнивайте цены
Во время похода за покупками разговаривайте с ребенком о ценах на продукты. Спрашивайте, что и сколько стоит, что дешевле, а что – дороже. Объясняйте, что у всего есть своя цена. Затем можете обсуждать качество продукта и сравнивать с его ценой и учить выбирать самый выгодный вариант.
Учитесь объяснять покупки в магазине из схемы “хочу-надо”. Ребенок хочет мороженое, а надо купить макароны. Мороженое недолго порадует ребенка, но вся семья, и он в том числе, останется голодной. И да, с первого раза ничего не получится и, возможно, закончится слезами. Но не останавливайтесь. Спустя время, вы увидите результат.
Учите накапливать деньги
Также в этом возрасте надо учить копить – монетка на сдачу, подарки от бабушек с дедушками. Для самых маленьких идеально использовать прозрачную копилку – так они могут видеть увеличение накоплений. Дети лучше копят, если понимают смысл, другими словами, если есть цель. Копить надо на что-то, например, на игрушку. Ставьте реалистичные цели. Если сумма для ребенка не подъемная (накопить на PlayStation достаточно сложно), то предложите какую-то часть накопить ему самостоятельно, а другую оплатите вы.
Выдавайте карманные деньги
6 лет – хороший возраст для знакомства с карманными деньгами. Например, в магазине выделяете сумму, которую ребенок может потратить на свое усмотрение. Здесь же вы учите его откладывать с этой суммы 10%. Например, вы даете ему 500 тенге. Из этих 500 тенге обязательно необходимо отложить в копилку 50 тенге. Это должно войти в привычку и в будущем у ребенка не будет проблем с накоплением денег.
От 7 до 12 лет
В это время лучше закреплять предыдущие навыки и давать больше пространства для обращения с деньгами.
Обсуждайте покупки
Это следующий этап после “хочу-надо” – “важно”. Очень здорово это обсуждение срабатывает на крупных покупках. Например, ребенок хочет PlayStation, но важнее оплатить взнос за ипотеку, чтобы не остаться на улице. Или например, домой необходимо купить стиральную машинку и микроволновку. Все сразу вы купить не можете – надо выбирать. Важнее купить стиральную машинку, чтобы была возможность ходить в чистой одежде. На таких примерах ребенок учится приоритезировать покупки и распределять их на несколько месяцев.
Выдавайте больше карманных денег
В школе ребенку так или иначе выдаются деньги на покупку перекуса. Сначала выделяйте определенную сумму каждый день, а чуть позже – сразу на всю неделю. Ребенок должен научиться распределять финансы так, чтобы у него хватало их до конца недели, и деньги не тратились в первые два дня. Не забывайте про главное правило – 10% обязательно отложить в копилку.
Что еще важно – сумма должна выделяться всегда одинаковая и не зависеть ни от успехов в школе, ни от помощи по дому. Увеличивайте сумму карманных денег вместе с взрослением – каждый год выдавайте чуть больше.
Накапливайте деньги
На этом этапе можно уже активно знакомить ребенка с карточкой и депозитом. Сейчас много банков дают возможность открыть счета и депозиты для детей. Но не исключайте элемент физического накопления. Можете раз в месяц собирать все деньги из копилки и относить их в банк, чтобы положить на счет.
Расскажите о долгах, кредитах и депозитах
Почему люди берут в долг или берут кредит, как понять, хороший это кредит или плохой. Объясните, почему спонтанные покупки плохи и не должны быть поводом занять денег у друга. Разговаривайте на языке ребенка.
Научите прислушиваться к себе
В это время дети повторяют за сверстниками, а потому, если у кого-то появится новый телефон или крутые кроссовки, не исключено, что к вам придут с тем же запросом. Но он должен объяснить, зачем ему нужна новая вещь. Например, крутые кроссовки – они ему действительно нужны, или это просто желание не отставать от одноклассника? Задавайте наводящие вопросы и учите ребенка аргументировать свои желания и прислушиваться к тому, что он действительно хочет. Возможно, вместо того, чтобы тратить деньги на новые кроссовки, лучше отложить ту же сумму на то, что он давно хотел.
Научите тратить на благотворительность
Благотворительность способствует развитию эмпатии. Дети с раннего возраста понимают, что необходимо заботиться о тех, кто слабее – животных, детях, стариках, немощных.
Определите комфортную сумму, которую им будет удобно отправлять раз в месяц. Например, 200 тенге. Объясните, что нет разницы – крупную сумму вы отправляете или маленькую, дело в самом желании помочь. И что если много людей отправит пусть и по 200 тенге, то в итоге получится большая сумма, способная решить множество проблем, с которыми сталкиваются в хосписах и приютах.
С 12 до 15 лет
Если вы уже успели привить базовые навыки финансовой грамотности, то в этом возрасте они только закрепляются. Если же вы только начинаете – ничего страшного. Действуйте по предыдущему плану – накопление, откладывание, распределение.
Выдавайте карманные деньги
Если чувствуете, что ваш ребенок готов к более долгосрочному планированию, смело выдавайте карманные деньги раз в месяц. У подростков должна появиться свобода в распоряжении финансами. Если на предыдущих этапах вы закрепили привычку откладывать 10%, то они будут продолжать это делать автоматически. Если же ребенок потратил все в первую неделю, будьте тверды и не давайте денег дополнительно, он должен усвоить, что распределять бюджет правильно – его ответственность.
Научите планировать бюджет
Покажите приложения по учету доходов и расходов, подберите лучший вариант. Поставьте более большую и долгосрочную цель для накоплений, помогите рассчитать, сколько и в течение какого времени ему необходимо откладывать, чтобы достичь своей цели. В это же время вы можете познакомить ребенка со сложным процентом.
Расскажите о мошенниках
Как воруют деньги с банковских счетов, почему так важна кибербезопасность, как могут обманывать на улице. Даже если вы сами не можете объяснить, подберите видеоуроки и обучающие статьи.
Научите зарабатывать деньги
Есть домашние обязанности, которые дети выполняют по умолчанию, потому что вы всей семьей проживаете в одном доме, и каждый должен следить, чтобы в этом доме было комфортно – чисто, аккуратно. Учиться – тоже прямая обязанность ребенка, поэтому достижения в учебе не должны поощряться финансово.
Но есть вещи, которые ребенок делать не обязан. Посидеть с ребенком, помыть машину и так далее. За это можно дать ему вознаграждение. Ну а чтобы у него возникло желание зарабатывать, создавайте потребность. Если ему нужна какая-то вещь, он должен на нее накопить, а не получить мгновенно.
С 16 до 18 лет
В этом возрасте важно максимально подготовить ребенка к будущей самостоятельной жизни. Можно делиться информацией по инвестированию, рассказывать про высокорисковые и низкорисковые активы. Кстати, есть лайфхак, как распределять накопления между высокорисковыми и низкорисковыми акциями. Отнимите от 100 свой возраст. Остаток – это процент от ваших накоплений, которые можно направить в высокорисковые активы. Почему такое распределение? Чем старше мы становимся, тем более стабильные пути для вклада необходимо выбирать, чтобы подстраховаться.
И помните, нет ничего страшного, если вдруг вы выбились из плана. Главное – начать делать сегодня, из любой точки отсчета.
Рекомендуется к прочтению
What to read next
Октябрь богат на события в финтех индустрии – мы сформировали все ...
Хорошо, когда у СМИ есть четко оговоренный формат и тематика ...
Существует два противоположных подхода к архитектуре приложений ...