В мире

Как превратить 13 миллиардов в долги: плачевный опыт Arrival

TechCrunch писал про этот стартап, что он революционизирует производство автомобилей. Общая оценка компании в 2021 году составляла 13 миллиардов долларов. Да и технология перспективная: EV (electric vehicles). Но последняя новость об этой компании звучала так: Arrival разорилась в Англии, нынешняя оценка компании составляет 9 миллионов долларов.

Как это произошло?

Краткая история

Arrival основал Денис Свердлов. Что интересно в Денисе? Он был генеральным директором YOTA – российского оператора связи, который в каком-то роде сделал революцию в этом секторе, одним из первых предложив пакеты (минут, смс, интернета), вместо привычного списания за использование. Отсутствие офисов, доставка сим-карты на дом. Можно сказать, что YOTA – Тинькофф Банк из операторов связи. В прошедшем времени, конечно.

Еще он ответствен за абсолютного монстра под названием YOTAphone. Если вы не в курсе, то это телефон с двумя экранами, вышедший в 2013 году, – обычным спереди и мутным сзади.

Зачем? Неясно. Что случилось? Если коротко: продажи в размере 40 000 штук, долг перед изготовителем обоих экранов в миллион долларов и банкротство компании в 2019 году.

Еще Денис был заместителем министра связи и массовых коммуникаций в России. Ну и миллиардер, правильнее сказать, был миллиардером. Но вернемся к Arrival, из которого он уйдет в 2022 году и начнет продавать свою долю.

Arrival – многонациональная компания со штаб-квартирой в Кенсингтоне, Лондон, а также с дополнительными офисами в США, Германии, Израиле, России и Нидерландах. На момент публичного размещения на бирже NASDAQ в 2021 году Свердлов владел большинством акций, удерживая 76% долю.

В 2017 году Royal Mail начала испытание с Arrival, тестируя девять транспортных средств весом от 3,5 до 7 тонн. Затем последовало соглашение с United Parcel Service (UPS) в 2019 году о тестировании 35 электрических транспортных средств в Лондоне и Париже, соответствуя стратегии UPS по электрификации своего автопарка.

В стремлении улучшить технологические аспекты своих транспортных средств Arrival объединилась с BlackBerry в 2019 году для интеграции технологии QNX в свои интеллектуальные электрические транспортные средства второго поколения, обеспечивая передовые системы помощи водителю.

Коннективность также играла важную роль в стратегии Arrival, что видно по партнерству с Cubic Telecom в декабре 2019 года – для предоставления программного обеспечения интеллектуальной связи в электрических транспортных средствах.

В январе 2020 года Arrival привлекла значительные инвестиции от Hyundai Motor Group и Kia Motors, начав стратегическое партнерство для ускорения глобального внедрения коммерческих электрических транспортных средств. Эти инвестиции привели к тому, что Arrival получила статус "единорога" с оценкой в €3 миллиарда. До этого Arrival существовала на деньги основателя.

Источник: www.arrival.com

UPS подтвердила свою уверенность в Arrival, разместив заказ на 10 000 электрических транспортных средств Generation 2 в январе 2020 года на сумму $400 миллионов. Эти специально разработанные электрические транспортные средства соответствовали требованиям UPS, включая передовые системы управления и безопасности.

Преданность Arrival устойчивому развитию была продемонстрирована в июне 2020 года с выпуском автобуса с нулевыми выбросами, цена которого конкурентоспособна дизельным автобусам и предлагает более низкие долгосрочные операционные расходы.

Компания достигла еще одного важного этапа в марте 2021 года, выходя на IPO на бирже NASDAQ под тикером ARVL, с оценкой более 15 миллиардов долларов на пике своей стоимости.

Официальный аккаунт Nasdaq в Twitter приветствует Arrival в 2021

В операционном плане Arrival расширила свое присутствие в Соединенных Штатах, создав свою базу операций в Шарлотт, Северная Каролина. Компания открыла свой первый микрозавод в Саут-Хилл, Северная Каролина, с фокусом на производство автобусов, и планировала открыть второй микрозавод в Уэст-Шарлотт для производства фургонов UPS.

К ноябрю 2021 года Arrival вызвала значительный интерес, с небиндирующими заказами или письмами о намерениях на 64 000 транспортных средств, что дополнительно укрепило ее позицию на рынке электрических транспортных средств.

Зная все это, кажется, что путь к тому, чтобы стать, как минимум, новой TESLA мира перевозок – вопрос времени. Движемся дальше по таймлайну.

Сокращения, но пока ничего необычного

Первые увольнения в Arrival произошли в июле 2022 года, компания объявила о сокращении штата на 30%. В то время на Arrival работало около 2 700 сотрудников в Великобритании, ЕС и США, согласно Financial Times. Быстрая математика говорит нам о том, что около 800 человек должны были потерять работу.

Но стоит указать на контекст этих событий, на тот момент наш “герой” не был единственным  — Tesla и Rivian также объявили о значительных сокращениях примерно в это же время.

Коллективно автопроизводители указывали на предстоящий экономический спад, рост процентных ставок, инфляцию, пандемию, проблемы с поставками и так далее, как на причины увольнений.

“Большие достижения”

В августе 2022 года основатель и генеральный директор Arrival Денис Свердлов оценил результаты второго квартала и отметил "большие достижения", включая сертификацию своих фургонов и автобусов Европейским союзом, а также "успешные внутренние испытания [...] на общественных дорогах". Генеральный директор добавил, что Arrival начнет производство электромобилей на своем первом микро заводе буквально через несколько недель – момент, который, по его словам, "фундаментально изменит автомобильную индустрию". Свердлов также подчеркнул обязательство Arrival по доставке своих первых транспортных средств UPS в этом году и запуске производства в США в Шарлотт, Северная Каролина, в 2023 году.

По состоянию Arrival на конец второго квартала 2022 года было сообщено о наличии наличных средств в размере 513 миллионов долларов. Публично торгуемая фирма заявила, что собирается привлечь дополнительные 300 миллионов долларов от инвесторов через предложение акций на рынке. Для справки, стоимость акций Arrival открылась 1 августа по 77 долларов за акцию.

“Но это же хорошая новость?”, – спросите вы. И будете правы. Но главное здесь – обещания. Скоро вы все поймете.

Время идет

К концу сентября 2022 года Arrival отметила значительное достижение с завершением производства своего первого фургона на мини заводе. Денис Свердлов признал сложность достижения этого знакового момента, отметив: "Путь был более сложным, чем мы изначально предполагали". Заметным в объявлении было то, что все автомобили, выпущенные Arrival в 2022 году, будут использоваться для продолжения тестирования, валидации и контроля качества, и не будут предоставлены для продажи клиентам.

Изначально Arrival заявила, что поставит 10 000 электрических транспортных средств (ЭТС) UPS "с 2020 по 2024 год". Однако стратегическое изменение указывало на то, что у компании теперь есть всего два года, чтобы достичь этой цели.

Переобувка в воздухе

Цены на акции Arrival постепенно снижались. К середине октября они опустились до уровня примерно $35 за акцию. 20 октября компания объявила, что из-за текущей цены акций и объемов ежедневных торгов она не считает предложение по размещению акций на рынке "надежным источником капитала". Именно от этого “надежного источника капитала” и ожидалось поступление обещанных 300 миллионов долларов.

А теперь TechCrunch:

Чтобы сохранить свой план расширения в Шарлотт, Северная Каролина, и воспользоваться кредитами по Закону об уменьшении инфляции, Arrival отказалась от планов увеличения производства в Великобритании. Компания заявила о необходимости "реструктуризации" с целью "сосредоточения ресурсов на семействе продуктов Van". Это включало увольнения и приостановку производства автобусов и электрических автомобилей.

Также у Arrival были планы по строительству завода в Саут-Хилл, Южная Каролина, где компания собиралась начать производство электрических автобусов к концу 2021 года. Arrival даже получила грант в размере $500 000 от Департамента торговли Южной Каролины при условии создания 240 рабочих мест и вложения $45 миллионов в объект. Если Arrival не соблюдет эти обязательства к 3 декабря 2025 года, ей "придется вернуть пропорциональную часть предоставленных грантов", сообщил представитель Департамента торговли Южной Каролины Алекс Кларк в беседе с TechCrunch по электронной почте. Важное уточнение.

Кажется, что в Саут-Хилл до сих пор не было произведено ни одного автобуса. "Проект Arrival в Саут-Хилл не активен", уточнил директор по экономическому развитию графства Йорк Дэвид Свенсон в отдельном сообщении для TechCrunch.

Падение ускоряется: увольнения, смена CEO, увольнения, смена CEO…

В начале ноября 2022 года Arrival раскрыла серьезную неудачу, объявив убыток в размере 310,3 миллиона долларов за третий квартал, что является значительным увеличением по сравнению с 30,6 миллионами долларов в том же периоде предыдущего года.

Сталкиваясь с последствиями "трудного года", генеральный директор Денис Свердлов выразил намерение компании искать дополнительный капитал, подчеркнув уникальное преимущество Arrival в разработке электромобилей и гибкости к динамике рынка.

Для продления своего финансового пути Arrival объявила о планах по реструктуризации, которая в основном затрагивала рабочие места в Великобритании.

Хотя точное количество сокращенных рабочих мест не было указано, исходя из предыдущих отчетов, оценивается, что около 300 должностей были ликвидированы в третьем и четвертом кварталах 2022 года, общее количество сотрудников сократилось примерно до 1600.

Обращаясь к инвесторам, Arrival предсказала завершение года с наличием от 160 до 200 миллионов долларов наличных средств, предупреждая, что доходы не появятся до 2024 года. Компания заверила, что имеющихся средств будет достаточно до третьего квартала 2023 года.

Через несколько недель основатель и генеральный директор Arrival Денис Свердлов удивительным образом ушел со своего поста, поменявшись местами с председателем совета директоров Arrival Питером Кунео, который ранее возглавлял Marvel и вступил в Arrival через SPAC-слияние. Примерно в то же время президент и стратегический руководитель Arrival также ушел "по личным причинам". Несмотря на изменения в руководстве, Arrival подтвердила свое обязательство по освоению более эффективного метода производства электромобилей.

Тем не менее, вызовы продолжались, и стоимость акций компании снижалась, достигнув примерно $17 за акцию.

К концу января Arrival пережила еще одну смену руководства, назначив на пост генерального директора своего бывшего руководителя по цифровым технологиям Игоря Торгова. Компания заявила, что сократит оставшуюся рабочую силу до примерно 800 сотрудников. Arrival также заявила, что привлекла консалтинговую компанию под названием Teneo, чтобы помочь ей найти средства.

Вскоре после этого она привлекла $50 миллионов наличных средств от хедж-фонда Antara Capital.

Источник: www.arrival.com

2.6 доллара за акцию и больше обещаний с увольнениями

К марту 2023 года финансовое положение Arrival для фискального 2022 года выглядело еще более плачевным. Компания сообщила, что завершила 2022 год с 205 миллионами долларов в наличных, а из состава совета директоров ушел исполнительный директор Hyundai Юнсон Хван.

В апреле, сталкиваясь с финансовыми трудностями, Arrival планировала объединиться с другой компанией-пустышкой или SPAC, чтобы избежать банкротства. Сделка оценивала Arrival примерно в 524 миллиона долларов (в то время как два года назад она оценивалась примерно в 13 миллиардов долларов на Nasdaq).

К маю Arrival заявила, что закончила первый квартал 2023 года с 130 миллионами долларов в наличных. Работа над фургоном продолжалась, с целью начать производство в 2024 году, согласно заявлению генерального директора Arrival. Тот добавил, что запланированная сделка со SPAC "подтверждает стратегию Arrival".

Однако к началу июля ожидаемая сделка со SPAC провалилась, и стоимость акций Arrival упала до примерно 2,6 доллара за акцию

Также были подняты вопросы о деятельности Arrival в Шарлотт. В августе 2023 года Axios Charlotte сообщило, что Arrival убрала вывеску из своих офисов, отметив, что они выглядят пустыми. Компания заявила, что поддерживает уменьшенное присутствие в городе и добавила, что "решено сохранить нашу северо американскую штаб-квартиру в Шарлотт". Также в тот месяц Arrival объявила, что представит результаты второго квартала 2023 года в "начале сентября". Этого не произошло.

В октябре последовали дополнительные увольнения, затрагивающие "примерно 25%" сотрудников. К этому моменту было неясно, каков фактический размер оставшегося персонала Arrival.

Во время подготовки материала для этой истории сайт Arrival был временно отключен для технического обслуживания. Согласно сообществу Reddit, посвященному Arrival, это произошло неделю или около того назад.

UPS подтвердила, что Arrival не поставила компании ни одного коммерческого производственного автомобиля.

Arrival привлекла около 1 миллиарда долларов для полного переосмысления процесса производства автомобилей в автопроме. Она представила свои маленькие локальные хабы как будущее; более дешевое, масштабируемое видение для следующего поколения электромобилей. Тем не менее, Arrival так и не выпустила ни одного коммерческого производственного автомобиля. А в феврале случилось вот что:

Банкротство

The Telegraph:

Британский производитель электрических фургонов Arrival, ранее оцененный в $13 миллиардов (£10 миллиардов), вступил в процедуру банкротства после того, как исчерпал $1,5 миллиарда инвестиций, не реализовав ни одного автомобиля. Arrival с штаб-квартирой в Оксфордшире поручил администраторам от фирмы EY поиск покупателя для бизнеса, обвиняя "сложные рыночные и макроэкономические условия".

Хотя на бирже Nasdaq в 2021 году Arrival провела самое крупное в истории предложение акций для британской компании, цены на акции упали на 99,98%, когда стало ясно, что компания не в состоянии обслуживать свои долги. Администраторы заявили, что "ликвидность группы пострадала из-за сложных рыночных и макроэкономических условий, приведших к задержкам в выводе продукции на рынок".

На прошлой неделе Arrival объявила, что будет снята с биржи Nasdaq после того, как не предоставила финансовые обновления или не провела ежегодное собрание. Компания не смогла справиться с долгами, несмотря на попытки сократить расходы через многократные сокращения рабочих мест.

В прошлом году компания изменила свои планы, решив производить автомобили в Соединенных Штатах, чтобы воспользоваться субсидиями администрации Байдена, хотя производство так и не началось. Компания имела более $300 миллионов долгов на июнь прошлого года.

Вывод

Не обещайте то, что вы не уверены, что сможете сделать.

Теперь вы знаете как превратить миллиарды в минус триста миллионов. Всего хорошего!

Ну а сейчас самое время пройти тест и понять, насколько вы финансово грамотные. Поехали!
Теги:
Tags:
Рекомендуется к прочтению
What to read next
НовостиГлавное: глобальный сбой Microsoft, успехи казахстанских стартапов и xAI

В Казахстане: Нацбанк запускает пилотный проект по использованию ...

ИнтересноеИстория денег: что стояло за купюрой в миллиард пенгё

Гиперинфляция – грустная, но, по-своему, завораживающая вещь.

ЭкспертизаМаркетплейсы: неизвестные схемы мошенничества

Стремительное развитие электронной коммерции привело к ...

Материалы по теме

Смотреть все
писельная стрелка вправо зеленая

Other materials

More
писельная стрелка вправо зеленая
Читать ещеMore